Главная Рубрики журнала Авторский указатель Предметный указатель Справочник организаций Указатель статей
 
Арктика: экология и экономика
ISSN 2223-4594
RuEn
Расширенный
поиск
О ЖУРНАЛЕ|РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ|ИНФО|ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА|АВТОРАМ|ПОДПИСКА|КОНТАКТЫ
Главная » Новости » Новые ингибиторы коррозии для применения на арктических нефтегазовых месторождениях

НОВОСТИ

30.04.2021

Новые ингибиторы коррозии для применения на арктических нефтегазовых месторождениях

В Казанском федеральном университете в рамках деятельности приоритетного направления «Эконефть» создано новое биоразлагаемое вещество, замедляющее образование газовых гидратов и коррозию трубопровода при добыче и транспортировке нефти. Разработка создавалась учеными КФУ совместно с Университетом Ставангера (Норвегия) и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. По итогам проведенного исследования ученые сообщили о новых синтезированных водорастворимых полиуретанах (WPU), исполняющих роль как ингибитора коррозии, так и кинетического ингибитора газовых гидратов, что успешно решает проблему совместимости одновременной закачки ингибиторов разного типа. Исследование, подробности котрого были опубликованы в журнале Energy & Fuels, является продолжением цикла работ по изучению взаимосвязи строения молекулы ингибитора с его целевыми свойствами. В рамках нового исследования научная группа детально рассмотрела влияние длины алкильных радикалов в различных положениях молекулы при одновременном варьировании числа оксиэтиленовых фрагментов. Эксперименты показали, что разработанные в КФУ ингибиторы позволяют «замедлять» углекислотную коррозию при поддержании эффективности ингибирования гидратов.  

«В предыдущих работах мы изучали, в основном, влияние на коррозию в растворе соляной кислоты. Здесь же мы показали активность разработанных реагентов в отношении углекислотную коррозии. Это очень важная задача с точки зрения транспортировки, подготовки углеводородного сырья, т.к. в имеющихся условиях вопрос транспортировки стоит наиболее остро», — сообщил руководитель приоритетного направления «Эконефть» Михаил Варфоломеев.

Говоря о традиционных методах контроля гидратов и коррозии, напомним, что на сегодняшний день специалисты используют одновременно два реагента, что не может не отразиться на их эффективности. Обойтись можно и одним, уверены специалисты КФУ. Довольно простая модификация данного типа соединений позволяет рассматривать их в качестве хорошей модели. 

«В данной работе было изучено влияние гидрофобности используемой карбоновой кислоты. Показано, что наличие бутильных групп в структуре ингибитора приводит к их лучшей анти-гидратной активности по сравнению с меньшими группами (метильные/этильные), тогда как частичная замена ПЭГ400 на 1,2-бутандиол во время синтеза способствует ухудшению их ингибирующих свойств», — пояснил старший научный сотрудник НИЛ «Реологические и термохимические исследования» Андрей Стопорев.

Обе активные функциональные сегмента молекулы для ингибирования газогидратов и коррозии присутствуют в составе новых ингибиторов. Они могут значительно подавлять процессы коррозии и образования газовых гидратов. 

«Новые ингибиторы на основе полиуретанов могут содержать 2,2-бис (гидроксиметил) пропионовую кислоту (DMPA), 2,2-бис (гидроксиметил) масляную кислоту (DEBA), полиэтиленгликоль (PEG400), N-метилдиэтаноламин (MDEA) и N-бутилдиэтаноламин (BDEA). Такие химические вещества могут быть использованы в качестве эффективных ингибиторов двойного назначения (коррозии и газогидратов) для трубопроводной транспортировки нефти и газа»,  пояснил лаборант-исследователь НИЛ «Реологические и термохимические исследования» Абдолреза Фархадиан.

Также исследователи выявили направления дальнейших работ, подразумевающие пилотные испытания данной разработки. Вовсе не исключено, что ингибиторы, созданные казанскими учеными, дадут начало новой гибридной технологии борьбы с  промысловыми осложнениями и будут играть важную роль в мероприятиях по ликвидации последствий аварий и снижению экологических рисков.

 

Источник: пресс-служба САЕ «Эконефть», НЦМУ (г. Казань)


© 2011-2021 Арктика: экология и экономика
DOI 10.25283/2223-4594